Как сделать «тройник» для разбавления масляных красок

Как и из чего изготовить «тройник» для разбавления масляных красок

Сло­во «трой­ник» в живо­пи­си, закре­пи­лось за сме­сью, кото­рая исполь­зу­ет­ся для раз­ве­де­ния худо­же­ствен­ных мас­ля­ных кра­сок перед их нане­се­ни­ем на холст. В нее вхо­дят три основ­ных ингре­ди­ен­та, отсю­да сфор­ми­ро­ва­лось и назва­ние – «трой­ник». Состав сме­си состо­ит из рас­ти­тель­но­го мас­ла, лака и раз­ба­ви­те­ля. Меняя про­пор­ции этих ком­по­нен­тов в «трой­ни­ке», худож­ник име­ет воз­мож­ность изме­нять свой­ства этой сме­си. Он может кор­рек­ти­ро­вать как кон­си­стен­цию самой сме­си, так и изме­нять вре­мя высы­ха­ния мас­ля­ных кра­сок на хол­сте. Худож­ник сам может регу­ли­ро­вать коли­че­ство каж­до­го из ком­по­нен­тов «трой­ни­ка», тем самым меняя его свой­ства под тре­бу­е­мые зада­чи художника.

«Тройник» — это универсальный разбавитель художественных масляных красок

  • Рас­ти­тель­ное мас­ло – это осно­ва «трой­ни­ка». В каче­стве рас­ти­тель­но­го мас­ла в сме­си, чаще все­го исполь­зу­ют очи­щен­ное, отбе­лен­ное льня­ное мас­ло. Но сто­ит учи­ты­вать, чем боль­ше про­цент­ное содер­жа­ние мас­ла в «трой­ни­ке», тем доль­ше будет высы­хать крас­ка на полотне.

К при­ме­ру, если исполь­зо­вать толь­ко льня­ное мас­ло для раз­ве­де­ния мас­ля­ных кра­сок, то ско­рость их высы­ха­ния на полотне будет состав­лять несколь­ко дней.

Неко­то­рым худож­ни­кам необ­хо­ди­мо, что бы ско­рость высы­ха­ния была еще доль­ше. Тогда мож­но исполь­зо­вать для раз­ве­де­ния мас­ля­ных кра­сок мако­вое мас­ло. Ско­рость высы­ха­ния кра­сок на полотне, при его исполь­зо­ва­нии, уве­ли­чит­ся уже до несколь­ких недель.

  • Раз­ба­ви­тель – это сле­ду­ю­щий ингре­ди­ент в «трой­ни­ке». Мы можем исполь­зо­вать любой раз­ба­ви­тель, кото­рый при­ме­ня­ют для раз­ве­де­ния худо­же­ствен­ных кра­сок. Напри­мер, дез­одо­ри­ро­ван­ный уайт-спи­рит или очи­щен­ный ски­пи­дар. Коли­че­ство раз­ба­ви­те­ля вли­я­ет на кон­си­стен­цию самой сме­си. Чем боль­ше мы доба­вим раз­ба­ви­те­ля, тем более жид­кий полу­чит­ся у нас состав. Так­же раз­ба­ви­тель незна­чи­тель­но уве­ли­чи­ва­ет ско­рость высы­ха­ния крас­ки на полотне, за счет быст­ро­го испа­ре­ния. Но сто­ит с осто­рож­но­стью исполь­зо­вать раз­ба­ви­тель в сме­си. Заме­щая собой рас­ти­тель­ное мас­ло и лак, он умень­ша­ет их про­цент­ное содер­жа­ние в «трой­ни­ке». В резуль­та­те сни­жа­ет­ся адге­зия к полот­ну и проч­ност­ные свой­ства краски.

  • Лак – это еще один неотъ­ем­ле­мый ингре­ди­ент «трой­ни­ка». В каче­стве лака исполь­зу­ют смо­лы, при­ме­ня­е­мые для раз­ве­де­ния худо­же­ствен­ных мас­ля­ных кра­сок. Напри­мер, смо­лу дам­ма­ра или каче­ствен­ные алкид­ные смо­лы. Одна­ко нель­зя добав­лять в смесь покрыв­ные рас­тво­ря­е­мые лаки, кото­рые исполь­зу­ют для завер­ша­ю­ще­го защит­но­го слоя на гото­вых кар­ти­нах. Уве­ли­чи­вая коли­че­ство лака в сме­си, мы уве­ли­чи­ва­ем ско­рость высы­ха­ния мас­ля­ных кра­сок. На ско­рость высы­ха­ния, так­же вли­я­ет какой имен­но лак вы при­ме­ня­е­те в «трой­ни­ке». Алкид­ные лаки засты­ва­ют более быст­ро. Воз­мож­но исполь­зо­ва­ние сра­зу несколь­ких лаков при при­го­тов­ле­нии одной смеси.

Про­мыш­лен­ность выпус­ка­ет несколь­ко вари­ан­тов «трой­ни­ка». Все они непло­хо­го каче­ства и их мож­но исполь­зо­вать для раз­ве­де­ния худо­же­ствен­ных мас­ля­ных кра­сок. Если кому-то недо­ста­точ­но свойств этих «трой­ни­ков», то доба­вив, напри­мер, в них немно­го лака (515%), мы при­да­дим сме­си новые свой­ства. Крас­ка, раз­ве­ден­ная «трой­ни­ком», с допол­ни­тель­ной пор­ци­ей лака будет более быст­ро высы­хать. И наобо­рот, добав­ле­ние льня­но­го мас­ла (1025%) при­ве­дет к уве­ли­че­нию вре­ме­ни высы­ха­ния крас­ки на хол­сте. Если «трой­ник» слиш­ком густой для ваших задач по рабо­те с крас­кой, то все­гда мож­но его сде­лать более жид­кой кон­си­стен­ции, доба­вив немно­го (110%) разбавителя.

Исполь­зо­ва­ние «трой­ни­ка» в каче­стве раз­ба­ви­те­ля мас­ля­ных кра­сок – это очень удоб­ный инстру­мент для художника.

Меняя коли­че­ствен­ные соот­но­ше­ния ком­по­нен­тов, а так­же добав­ляя в «трой­ник» новые ингре­ди­ен­ты, худож­ник созда­ет себе инстру­мент на все слу­чаи жиз­ни. Со вре­ме­нем, сме­ши­вая экс­пе­ри­мен­таль­ным путем ком­по­нен­ты «трой­ни­ка», худож­ник наби­ра­ет­ся опы­та и уже зна­ет какой состав ему необ­хо­дим для той или иной рабо­ты на холсте.

Важ­но! Алкид­ные смо­лы со вре­ме­нем силь­но жел­те­ют, поэто­му поль­зуй­тесь ими с осто­рож­но­стью. Луч­ше все­го в трой­ни­ках исполь­зо­вать толь­ко нату­раль­ные смолы.

Так­же вы може­те озна­ко­мить­ся со ста­тьей – Чем раз­бав­лять мас­ля­ные крас­ки для рисования.

7 мыслей о “Как сделать «тройник» для разбавления масляных красок

  1. Лариса сказал:

    спа­си­бо за полез­ную ста­тью. Но все-таки я так и не нашла соста­ва трой­ни­ка. Живу в Гер­ма­нии, поэто­му купить его здесь невоз­мож­но. Есть все 3 ком­по­нен­та, но не нашла про­пор­ции. Вез­де все худож­ни­ки пишут рас­плыв­ча­то и реко­мен­ду­ют опыт­ным путем состав­лять трой­ник. А как же начи­нать? Напри­мер, для подмалевка/имприматуры боль­ше чего луч­ше: раз­ба­ви­те­ля, лака или масла?
    Спа­си­бо зара­нее за ответ

    • Татьяна сказал:

      Доб­ро­го дня! Лари­са, у вас есть несколь­ко вари­ан­тов: 1. Позна­ко­мить­ся с худож­ни­ком или пой­ти на курс живо­пи­си и там узнать сек­рет «трой­ни­ка». 2. Делать под­ма­ле­вок либо на рас­тво­ри­те­ле типа ски­пи­дар живич­ный либо на льня­ном или под­сол­неч­ном мас­ле, либо на их сме­си 1:1 и зафик­си­ро­вать вре­мя высы­ха­ния мас­ла на хол­сте. 3. Писать кар­ти­ну «а ля при­ма» без рас­тво­ри­те­ля. 4. Сде­лать «трой­ник» самой 1:1:1

      • KS сказал:

        Татья­на, а вы рабо­та­ли с под­сол­неч­ным мас­лом? Зна­е­те сколь­ко будет с ним сох­нуть мас­ля­ная краска?

    • андрей сказал:

      импри­ма­ту­ра — про­сто раз­ба­ви­тель, под­ма­ле­вок — про­сто раз­ба­ви­тель, вто­рой под­ма­ле­вок — чистая умб­ра, при усло­вии, что каж­дый раз холст промасливается

  2. KS сказал:

    Лари­са, точ­ные про­пор­ции «трой­ни­ка» вам не смо­жет ска­зать ни одни худож­ник. У меня они почти все­гда раз­ные и зави­сят от задач.
    Если вы начи­на­ю­щий худож­ник, то луч­ше исполь­зо­вать уже гото­вый раз­ба­ви­тель -«Трой­ник» от Нев­ской палит­ры. Достой­ное каче­ство и гра­мот­но подо­бран­ное соот­но­ше­ние. В 90% слу­ча­ев я думаю этот «Трой­ник» Вас устроит.
    Если Вы все же хоти­те сами создать эту смесь. То я бы посо­ве­то­вал попро­бо­вать такое соот­но­ше­ние для нача­ла: льня­ное мас­ло не менее 50%, лак «Дам­мар­ный» (или дру­гой нату­раль­ный) око­ло 35%, раз­ба­ви­тель око­ло 15%.
    Это не исти­на в пер­вой инстан­ции, Про­пор­ции могут очень силь­но гулять в одну или дру­гую сто­ро­ну. Но начи­нать про­бо­вать с чего-то надо.
    И еще. Не сове­тую исполь­зо­вать алкид­ные и дру­гие искус­ствен­ные лаки, от них живо­пись силь­но жел­те­ет со временем.
    Удачи!

  3. Ольга сказал:

    Ста­тья назы­ва­ет­ся: «Как сде­лать Трой­ник для мас­ля­ных красок»!
    Так хоте­лось бы узнать мне­ние худож­ни­ка — как сде­лать Тройник?
    Какие про­пор­ции вы рекомендуете?

    • KS сказал:

      В преды­ду­щем ком­мен­та­рии напи­са­ны при­мер­ные про­пор­ции «Трой­ни­ка» кото­рые я бы реко­мен­до­вал. На самом деле, все зави­сит от ваших задач и пред­по­чте­ний. Если быть уж совсем кон­крет­ным, то попро­буй­те льня­ное мас­ло 65%, лак нату­раль­ный 25%, раз­ба­ви­тель 10%.

      Но это не дог­ма. Напри­мер, если вам необ­хо­ди­мо более «жид­ко» раз­ба­вить крас­ку, мож­но уве­ли­чить коли­че­ство раз­ба­ви­те­ля. Если нуж­на более густая кон­си­стен­ция, мож­но вооб­ще отка­зать­ся от раз­ба­ви­те­ля и исполь­зо­вать смесь как «двой­ник».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пожалуйста, введите свои данные





    Нажимая кнопку “Отправить”, Вы автоматически соглашаетесь с политикой конфиденциальности и даете свое согласие на обработку персональных данных. Ваши данные не будут переданы третьим лицам.

    ×
    Яндекс.Метрика